<
18+
май 2022
апрель 2022
«Меня тошнит стихами»
В Белгороде состоялся финал регионального этапа Чемпионата Поэзии имени Маяковского. Чемпиону оплатят поездку в Москву, где состоится СуперФинал, победитель которого получит 100 тыс. рублей. Мы поговорили с четырьмя финалистами регионального этапа об их поэзии.

Анастасия Апухтина, 30 лет, юрист:
Первый стих я написала в средних классах вместо сочинения по русскому. Это была история о борьбе добра и зла. Главный герой сражался за жизнь любимой и собственное счастье. Первая работа родилась уже в универе. Травмирующих событий происходило достаточно, книги читались залпом, первая любовь двигалась куда-то не туда — вот стишки и вылуплялись.

Сейчас пишу по-разному. Иногда легко и практически не редактируя, иногда долго, с бесконечными правками. Поэт — это проводник. Если текст видит в нём подходящую кандидатуру для передачи данных, то через него воплощается в жизнь.

Близкие не принимали то, что делаю. Были обидные и грубые слова, что пора со стихами завязывать, что это вообще не моё и глупо тратить на них драгоценное время. Иногда даже верила.

Мой любимый поэт однозначно — Йося (Иосиф Бродский). Ещё нравятся Анна Ахматова, Роберт Фрост, Валерий Брюсов.

Из современников: Вера Полозкова, Светлана Лаврентьева (Кот Басё), Дмитрий Быков. Дорожу дружбой с Игорем Фёдоровым. Без его веры и внимания к моим текстам, я бы и не занималась поэзией серьёзно. Хотела бы познакомиться со Светой Лаврентьевой, Юлей Соломоновой, у неё бы поучиться продвижению и самооценке, и с Алексеем Сальниковым, мне по душе его «Опосредованно».

Если говорить о деньгах, стихи — больше хобби, чем работа. Если рассматривать поэзию в развитии, то это — полноценная работа: выписать, вычитать, изменить, отредактировать, дописать, вычитать, сократить, перефразировать, проверить, вычитать.

Через год хочу видеть себя уверенной, самодостаточной, узнаваемой в почерке поэтессой. Презентовать первый сборник, выступать с концертами. Для меня поэзия — голос сердца. То, ради чего определённо стоит пытаться и пробовать дальше.

Елизавета Афанасьева (читает под именем «Муза»), 21 год, студентка:
Я всегда занималась стихами. С детства что-то писала. До сих пор есть ребята с начальной школы, помнящие мои стишочки. Мама писала стихи в молодости. Может быть, это передаётся на генном уровне. В 16 лет я попала на литературный слэм.

Я очень долго могу вынашивать свои стихи, долго может крутиться какая-то мысль в голове. Это может быть фраза, метафора, образ. И в один момент я сяду и напишу полностью произведение. Потом могу редактировать. Последнее своё стихотворение я написала за две минуты.

Очень нравится выступать на сцене. Я с детства ходила в музыкалку, выступала с хором на конкурсах. Бывает волнение, но это скорее трепет, а не страх.

Многие мои друзья задействованы в поэтической сфере. Они меня поддерживают. Я не скрываю, что поэтесса. Я это несу перед собой. Но все люди реагируют по-разному. Ты находишься в пузыре, в котором все знают о современной поэзии. А потом выходишь в реальный мир и слышишь: «Сейчас пишут стихи?». Есть скептики, у которых был негативный опыт с современной поэзией, но ни те, ни другие меня не волнуют. Сказать: «я пишу стихи», для меня как сказать: «Привет, меня зовут Лиза, у меня голубые глаза».

Из поэтов выделить могу Андрея Орловского, Антона Володина, Егора Енотова, Сашу Савицких, Настю Пономареву. Если бы не Андрей, я бы так и мучала себя сложными формами.

Для меня достижение, если от моих стихов слушатель заплакал. Любое судейство — это все равно вкусовщина. Мне нравится, когда после выступления мне говорят, что я разбудила что-то внутри человека.

Не могу сказать, что поэзия — это хобби. Когда ты приходишь домой и вяжешь — это хобби. Слово «работа» тоже не подходит. Это образ жизни. Поэзия — это когда ты идёшь с друзьями, резко останавливаешь всю компанию, потому что тебе нужно записать новые строчки.

Иногда это приносит доход. Последний раз я заработала, когда выиграла в слэме. Банк победителя — 3 тыс. рублей и подарки от спонсоров. Возможно, если бы я поставила перед собой цель, то могла бы зарабатывать больше. Но для этого у меня есть работа. Я не так много и часто пишу. Если бы поэзия была моим основным источником дохода, то я бы голодала.

Стараюсь развиваться на протяжении всего своего пути. Вижу, что улучшается качество моих стихов. Нравится, когда я думаю: «Чей мозг это придумал? Чьи золотые руки это напечатали? Чьё сердце это чувствовало? Это так классно!»

Не представляю, чем бы я занималась, если бы не было поэзии. Приходила бы домой и что? Поэтому для меня поэзия — жизнь, классные люди. Сейчас мне многие говорят, что я свечусь изнутри. Через год хочу быть просто счастливой. Чтобы были силы жить, а не существовать.

Если вселенная бесконечна, значит есть куча копий нашей планеты. И на этой копии я поэтесса.

Ольга Кныш, 34 года, работает в «Белгородэнерго»:
У меня была творческая семья. Отец был бардом, писал песни, выпускал клипы до того, как это стало мейнстримом. Была очень творческая мама, писала сценарии. В три года меня ставили на табуретку, и я пела Высоцкого.

Писать стихи — это как выход накопившегося в организме и душе. Когда какие-то проблемы, когда человеку плохо, то его тошнит. А меня тошнит хорошими стихами. Я их даже не редактирую. Как вышло, так и остаётся.

Мне страшно выступать на сцене, я боюсь микрофона. Не все знают, что я пишу. На работе два года скрывала от всех. Потому что должно быть место куда приходишь, и ты — нормальный человек.

Поэзия — глубокая, очень разная. Раньше я любила Ахматову и считала, что Цветаева — мальчишка в юбке. А потом поняла, что Марина намного глубже, чем Анна со своим высокомерием. Чтобы дорасти до мальчишества, нужно многое пережить.

Из современных поэтов я люблю Полозкову. Я купила её первую книжку и прочла от корки до корки. Она крутой человек, поэт и мать. Посоветовать могу Руслана Шишкина, Сашку Савицких.

Познакомиться хотела бы с Цветаевой в её последние годы и как-то пожалеть. Не хотела бы познакомиться с Бродским. Он крутой, но душнила. Ещё с Геннадием Жуковым очень хотела бы поговорить.

Я больше всего горжусь тем, что меня наградили Джокером «Оскольской лиры». Как и Веню Дыркина. Для меня он был величиной недосягаемой. Джокера давали всего три раза: киевской поэтессе в 80-х, Вене и мне.

Я продала два тиража своих сборников стихов. Один в Воронеже, второй в Белгороде. Тут мне предоставили бар. Обычно читатели за вход платят, а у меня пропуском был сборник моих стихов. В Воронеже мы делали концерт в закрытом на ремонт парке. Было человек 80. Собрались музыканты, и мы выступали по очереди.

Я планирую издать ещё книжку. На всякие конкурсы подаваться, на которые я ещё прохожу по возрасту. Поэзия — это жизнь. Если я не буду писать, я превращусь в тётку, которая варит борщи и смотрит сериалы.

Лев Харченко (читает под именем «Ревизор»), 19 лет, студент, победитель:
Я начал писать давно. В детстве были всякие каракульки. В школе я иногда делал домашки в стихах, потому что выпендриться можно. Около года назад меня позвали на литературный слэм. Мне понравилось, влился в тусовочку и теперь читаю почти на каждом мероприятии.

Изначально я не поэт. Все началось с музыки. Не могу назвать это рэпом, альтернативненькое что-то. Я в переписке с собой записываю какую-то идею или рифмы прикольные. Это нельзя назвать процессом с каким-то алгоритмом. Как идёт, так и есть.

Мне не страшно выступать на сцене. С детства я на выставках робототехники выступал, поэтому не боюсь. Мои интонации при чтении на сцене не сильно отличаются от тех, с которыми я разговариваю. Эта настоящесть подкупает.

Мне нравится Маяковский. Я читал полное собрание его стихотворений, некоторые его прозаические произведения. Мне не нравится, когда его называют поэтом коммунизма. Он лирик. У него стихи очень образные. Умение образно мыслить помогает в любой сфере, даже технической. Если ты пытаешься понять какой-то физический процесс образно, это легче ложится в память. Если брать неклассических поэтов, то я до дыр заслушиваю Пирокинезис и Оксимирона. Нравится Рома Локимин, Толя Дипэксенс. Хочу выпить пиво с Пирокинезисом, жарить спирт с Маяковским. Советую некоторые стихи Бродского, Блока, Ахматовой. То, что популярно — популярно не просто так. Если не хочешь разочароваться, не начинай с андеграунда.

Я не рассматриваю поэзию как труд. Это нельзя расценивать как основную деятельность. Но горжусь тем, что вышел в финал чемпионата поэзии в Белгороде.

Увлечение приносит какие-то копеечки. Жить на это естественно нельзя. Индустрия поэзии сейчас в выгребной яме. Раньше как было: ты поэт, приносишь стихи в издательство, оно тебя печатает и платит. Сейчас хорошо, если издательство не возьмёт с тебя деньги за публикацию.

Уровень популярности — показатель развития в поэзии. Нет критериев качества стиха — это субъективщина. Для меня поэзия — это сублимация, состояние творческой активности. Ты её изливаешь, тебе становиться легче, и как бонус — получается произведение. Поэзия — это выражение мыслей через образы. Если строишь мир на сравнениях, проще его понимать. Это способ объяснить.

«В ответе за каждую букву»
Белгородский поэт Александр Савицких рассказывает, на что следует обратить внимание, если ты хочешь писать стихи.
Что не так с уличным искусством в Белгороде
Даниил Говоров беседует с художниками ZTWINS (братья Анатолий и Юрий Зеленские).
6 недооценённых русских писателей по мнению Валерия Меринова
Кандидат филологических наук, преподаватель литературы Валерий Меринов рассказал о шести современных русских писателях, которых недооценивают школьные учителя, преподаватели вузов и студенты.
Made on
Tilda